Статья с
Автобизнеса:
Сергей Боярскиъ писал(а):
«Хотел бы узнать о прогреве автомобиля перед ездой. С дизельными двигателями вроде все понятно. Интересуют бензиновые версии. Нужно ли им прогреваться? Необходима ли эта процедура летом? Если да, то в течение какого времени?»
Прогрев неизбежен и зимой, и летом. Рабочими для двигателя являются температуры от 80 градусов и выше, а температура окружающей среды, до которой мотор охлаждается во время ночной стоянки, существенно ниже, поэтому силовому агрегату после запуска в любом случае предстоит прогреваться. Вероятно, вопрос необходимо перефразировать так: надо ли прогревать машину на стоянке, если надо, то сколько времени, или можно ехать сразу после запуска двигателя?
Не знаем, что понятно приславшему в редакцию вопрос в случае с дизельными двигателями, но по заводским инструкциям по эксплуатации прогрев на стоянке не рекомендуется независимо от типа силового агрегата. Любители потарахтеть под окнами видят в пожелании автопроизводителей экологическую подоплеку, но не все так однозначно. Основополагающим является то, что прогрев был и остается самым неблагоприятным режимом работы двигателя.
Во-первых, мало того что вязкое из-за низкой температуры масло не торопится поступать к трущимся деталям, так оно еще открывает перепускной клапан в масляном насосе и поступает к деталям неочищенным, из-за чего ухудшаются условия смазки, увеличиваются износы. Во-вторых, условия смазки усугубляются тем, что топливо испаряется плохо, а та его часть, что не испарилась, оседает на стенках цилиндров и смывает с них масляную пленку. В-третьих, пока не отработает программа прогрева, независимо от воли водителя в двигатель для устойчивой работы подается дополнительное топливо, из-за чего увеличивается его расход.
Чтобы уменьшить негативное влияние режима прогрева, его продолжительность нужно сократить. Сделать это можно, пораньше уехав со стоянки. Если на любом исправном автомобиле провести эксперимент, насколько быстрее прогревается двигатель в движении по сравнению со стоянием на месте, выяснится, что период прогрева сокращается в 3-5 раз. Это и объясняет заводские рекомендации, хотя экологическая составляющая в них, разумеется, есть тоже.
Однако во всем нужен здравый смысл. Холодный двигатель не готов работать с серьезной нагрузкой в динамичных режимах, поэтому прогревать нужно неспешной равномерной ездой, избегая резких разгонов автомобиля. Если же, например, машине практически сразу со стоянки предстоит выехать на оживленную улицу, где она тут же «перекроет кислород» соседям по потоку, вынудив их приступить к обгонам и другим небезопасным перестроениям, лучше все-таки подольше прогреть двигатель на стоянке. Если после стоянки предстоит продолжительное движение на подъем, опять-таки приступать к нему желательно, хорошо прогрев двигатель на стоянке.
При экстремальных морозах, а они разные в зависимости от вязкости залитого в мотор масла, тоже лучше не торопиться уезжать со стоянки. То, что морозы эти действительно разные, иллюстрирует фотография, показывающая, как уже при 20 градусах тепла сопротивляются масла неодинаковой вязкости свободному падению металлического шарика. И чем ниже температура, тем разница больше.
Как видим, ответ на вопрос, прогревать в пути или на месте и как долго, зависит от множества обстоятельств и даже в одно и то же зимнее утро может быть различным для разных автомобилей. Главным же образом необходимость и продолжительность прогрева диктуются предстоящими условиями движения и температурой окружающей среды, из-за чего, например, летом прогревать двигатель на стоянке обычно никакого смысла нет, а лучше отправляться в путь сразу после запуска.